В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.
Национальные способы умерщвления
В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.
Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI век
...читать дальше (еще 3845 символов) >>е их специально морили голодом, чтобы те умерли.
А у японцев такой обычай существовал ещё в XIX столетии. Назывался он «убасутэ», что означает «отказ от старухи». Бедные крестьяне, которым не под силу было прокормить престарелых родителей, уводили их в горы и оставляли там на голодную смерть.
Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось долиной смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.
Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.
Чукчи отвозили своих стариков на санях в безлюдное место, перед этим переодев их в новую одежду из белых оленьих шкур, то же самое делали якуты. Зеленин в работе «Обычай добровольной смерти у примитивных народов» сообщает: «О такой старухе, обречённой на смерть, якуты говорили, что её повезут на свадьбу, и в последний раз её кормили самыми лучшими кушаньями».
Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.
Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.
Салазки и лубок
Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.
Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.
В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.
Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».
Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.
А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».
Конец культа
Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.
Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.
Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».
Вопрос: чочо?
1. годно |
|
84 |
(75%) |
2. хуnта |
|
28 |
(25%) |
|
|
|
Всего: |
112 |
@темы:
познавательное,
увеличение тлена
Я не могу поставить "годно" под этим..
Познавательно - да..
Но лайкать это - нет..
ведь каждый понимал, что его ждет в конце то же самое, неужели так сложно осознать и хотя бы без садизма обходиться, ну. хочешь убить - убей, но не голодом же морить и все вот это
Собственно, человеческие жертвоприношения древних культур также служили способом снять демографическое давление, поскольку без современных способов земледелия и хозяйствования земля не могла прокормить всех. Можно ждать, пока сработает эпидемия и голод - или решить проблему самим. Не случайно большая часть скелетов в жертвенных захоронениях принадлежит женщинам и девочкам - целью стояло снижение рождаемости.
Vitce, какую вы знатную кость для "феминисток" сейчас кинули, вы бы знали...
Vitce, так смешно и глупо думать, будто люди изменились и их можно как-то по-разному судить. это до сих пор продолжается, в других, может, формах, но вся та же хрень - противники абортов, эвтаназии и проч и проч
та не, это я все понимаю. еды хватает или нет и есть разная ценность членов племени для выживания. я не понимаю, почему именно так. каждый знал, что такое голод - это же долго и больно. со скалы - это страшно, но хоть быстро. самое гуманное из перечисленного, наверное, замерзнуть, говорят.
Потому что религиозный обряд. Фактически это остаток обычая оставлять в лесу детей или юных девушек, чтобы умилостивить духов. Считалось, что человек не то чтобы умирает, а его как бы "забирают". Часто "отдавали" лесному хозяину или водяному. А убить - это убийство уже, то есть грех и шанс, что родич не успокоится. В россии долго бытовал обычай оставлять лишних или больных младенцев под иконами, чтобы "Господь прибрал" - отголосок тех верований.
Обычно стариков уводили зимой либо ранней весной, так что до голода не доходило чаще всего.
Как при таких "целях" эти, с позволения сказать, популяции вообще выживали.
Ведь по логике вещей, чем больше родится, тем больше имеет шанс выжить и вырасти. Не стоит забывать о том, что смертность детей до года в те времена была очень высокой. Даже при достаточном количестве продуктов питания - болезни уносили дофига народу. Плюс к тому - смертность женщин детородного возраста, и в том числе при родах. Вот и выходит, что принесение в жертву женщин и девочек при таком раскладе - очень уж расточительное дело.
Мне кажется, что преобладание женских скелетов в могильниках имеет другую причину. Ну хотя бы божество, которому поклонялись, было мужского пола, и жертвы, которые ему приносились, вроде как считались его "невестами" и "женами". То есть первобытная попытка задобрить злого бога - дать ему в жены девушку, чтоб потрахался и послал племени удачу за это. Ну а раз не послал, знач, "жена" не понравилась. А это - шикарный повод для манипуляций на высшем уровне! Жрецы-шаманы и прочая братия, которая отвечала за связь с богами, никогда не гнушалась такими вещами.
Да так, что появление крупных процветающих городов серьезно повысило выживаемость потомства, то есть если в древних общинах выживал один ребенок из десяти, стало - два из десяти. Плюс переселение и медленный процесс урбанизации, приток населения в города. Однако процессы хозяйствования и земледелия не всегда поспевали за этим ростом. Окрестные земли все равно могли прокормить лишь ограниченное количество людей. И если их становилось больше, демографическое давление приходилось снимать.
То есть первобытная попытка задобрить злого бога - дать ему в жены девушку, чтоб потрахался и послал племени удачу за это.
Речь не о первобытных культурах, а к примеру о месопотамских и финикийских захоронениях. Разумеется, такой символизм наверняка вкладывался. И вряд ли жрецы полностью задумывались о том, что "надо снять демографическое давление, а принесем-ка мы в жертву сотенку баб".
Вот и выходит, что принесение в жертву женщин и девочек при таком раскладе - очень уж расточительное дело.
Неа, вовсе нет. Это нам сейчас кажется, что в те времена не могло быть перенаселения. Однако это не так.
Как при таких "целях" эти, с позволения сказать, популяции вообще выживали.
Ведь по логике вещей, чем больше родится, тем больше имеет шанс выжить и вырасти. Не стоит забывать о том, что смертность детей до года в те времена была очень высокой. Даже при достаточном количестве продуктов питания - болезни уносили дофига народу. Плюс к тому - смертность женщин детородного возраста, и в том числе при родах. Вот и выходит, что принесение в жертву женщин и девочек при таком раскладе - очень уж расточительное дело.
Мне кажется, что преобладание женских скелетов в могильниках имеет другую причину. Ну хотя бы божество, которому поклонялись, было мужского пола, и жертвы, которые ему приносились, вроде как считались его "невестами" и "женами". То есть первобытная попытка задобрить злого бога - дать ему в жены девушку, чтоб потрахался и послал племени удачу за это. Ну а раз не послал, знач, "жена" не понравилась. А это - шикарный повод для манипуляций на высшем уровне! Жрецы-шаманы и прочая братия, которая отвечала за связь с богами, никогда не гнушалась такими вещами.