Робот
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и...читать дальше (еще 2495 символов) >>
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и...читать дальше (еще 2495 символов) >>
Вопрос: чочо?
1. годно | 197 | (86.4%) | |
2. хуnта | 31 | (13.6%) | |
Всего: | 228 |
Про "отдаленные седой зимы угрозы" - это таки без шуток сложно и непривычно построенная фраза. Относительно беглого бытового языка. Примерно как к вам бы обратились в автобусе: "милостивый государь, не соблаговолите ли вы передать сей купон вагоновожатому? Покорнейше прошу простить меня за причиненные вам моею просьбою хлопоты"
Возможно, конечно, что автора беспокоит сам факт, что дети плохо усваивают информацию, которую им уже разжевали. Или у детей в принципе бедный словарный запас и они не умеют внятно формулировать мысль. Но чего автора так заклинило на рожках и сенях? Или тоже того, не мастер он четких формулировок?
Ерунду дама пишет. Песнь о Вещем Олеге намного благозвучнее Осень, кроме того, что в ней есть описание событий, которые запоминаются куда легче, чем поток сознания о погоде и природе.
А библиотека Мошкова, надо полагать, в каком-то другом интернете.
Родители детям не читают, их не сподвигают к чтению, вот и.
я узнала слово "увяданье" прямо из этого стихотворения, без проблем поняла его значение по созвучию с однокоренными и пошла дальше. и стихотворение мне очень нравилось это, помню, естественно.
читать дальше
Тут тоже есть незнакомые слова, но оно попроще.
И еще советую всем, кто так рьяно осуждает родителей, не зарекаться))) Я тоже думала до того, как родился ребенок, что все вокруг дураки, а уж я-то такой не буду! Уж я-то ух! Я воспитаю лучшего в мире человека
Только от нас все-таки зависит не всё, как бы мы ни старались.
И одна (да, не единственная, но я бы не стала ее недооценивать) из причин этого - то, что их с самого начала заставляют читать и учить то, чего они не понимают.
В русской поэзии ну вообще не проблема найти стихи на любую тему, чтобы там были слова только из живого языка и те формы, которые в языке закрепились. Но нет, мы будем пичкать детей багрецом и "прощебечь скорей". А потом будем удивляться, что для них классика - это дикая нудятина, которую можно читать только из-под палки.
BlueButterfly+, Да, то, что вы привели, значительно лучше. Мой сын в прошлом году (1 класс) учил Тютчева про опадающие листья (первую строку не помню)- выучил за 20 минут четыре четверостишия, потому что все слова простые, грамматика понятная и ритм бодрый.
И да, конкретно слово "рожок" из использования не вышло, поскольку этот инструмент и по сей день активно используется в симфоническом оркестре. У того же Чайковского масса красивых рожковых соло. С учетом того, что сейчас многие стали снова отдавать детей в музыкальные школы, хоть кто-нибудь мог бы и опознать.
Печально то, что у многих детей ассоциативное мышление и логика не развиты, то есть никто даже не пытается достраивать логические цепочки.
И еще: если бы в возрасте "почемучек" этим детям читали сказки Пушкина, незнакомых слов для второклассников было бы гораздо меньше. Актуальные нынче лунтики-фиксики-смешарики - это хорошо, конечно, но этого не хватает, увы.
Почему интерес взрослого может быть избирательным, а ребенок просто-таки обязан интересоваться всем? Я лично запросто допускаю, что восьмилетке глубоко плевать, во что там трубит рыцарь. Его, к примеру, меч интересует. И что на щите нарисовано.
И да, конкретно слово "рожок" из использования не вышло, поскольку этот инструмент и по сей день активно используется в симфоническом оркестре. У того же Чайковского масса красивых рожковых соло. С учетом того, что сейчас многие стали снова отдавать детей в музыкальные школы, хоть кто-нибудь мог бы и опознать. Продолжим аналогию. Симфонический оркестр - это, в общем, экзотика. А вот автомобиль есть почти в каждой семье. Если поднять капот, как много уз увиденного вы смоете поименовать? А ведь вы - взрослый человек. И эти слова точно есть в активном обращении. И их знает большое количество людей. Потому как автомехаников статистически больше, чем людей, играющих в симфонических оркестрах.
Кроме того, из глагола "трубить" разумный восьмилетка все-таки способен сделать вывод, что речь идет как минимум о музыкальном инструменте, раз в него трубят. Именно. Разумный восьмилетка сделает вывод, что речь идет о трубе. Я, кстати, тоже сделаю именно такой вывод по умолчанию. На втором месте будет горн - я еще застала пионеров. Те, кто помладше, горн не вспомнят. На третьем будет олень или лось в период гона. Упс. Опять не рожок Ну вот такое вот оно, это ассоциативное мышление.
И еще: если бы в возрасте "почемучек" этим детям читали сказки Пушкина, незнакомых слов для второклассников было бы гораздо меньше. А зачем? Почему второклашка должен знать именно эти слова, а не какие-то другие? Почему Пушкин, а не Даррел, Херриот или греческие мифы? Сени принципиально лучше Арея с Гефестом? Не вижу логики.
Из самых жутко-учимых:
На всю жизнь запомню "это ее телогрейка за ивой"
Читается легко, но хрен выучишь - порядок строк можно менять как угодно
Был еще какой-то современный ужас, но не запомнила ни одного слова оттуда. Какие-то какинаки-букинаки, собаки...
Я пробовала. Самая простая сказка Пушкина это "О рыбаке и рыбке". И там в самом начале:
читать дальше
На этом моменте внимание ребенка расплывается и дальше он либо засыпает, либо убегает
Лучше всего у нас пошло начало "Руслана и Людмилы", про кота)
Мне кажется, сказки Пушкина для малышей хороши или с картинками, или в виде мультиков. Когда есть визуальный образ непонятной вещи, она переходит в разряд понятных)) На слух не все малыши воспринимают такое, или воспринимают со скрипом. А смысл вообще непонятно, уловил или нет. Есть же гораздо более простые вещи, которые точно так же и ритм имеют, и при этом возрасту соответствуют. Я бы читала Крылова, Ершова, Барто, Благинину и то из классики, что легко воспринимается. И дальше шла от простого к сложному. Если бы и в этой истории так было, проблем бы не возникло) Но я готова поспорить, что они просто перескочили с простого на вот это стихотворение. И в классе его не читали, а сразу дома начали самостоятельно учить) И получили закономерный результат. Ну никто же не дает на математике умножение дробей сразу после примеров в стиле 1+1. Так и в остальных предметах!
В теории оно всегда так ясно и понятно, пока сам не столкнешься. Чего проще - "читайте детям больше, и они будут умные и сами будут любить читать".
А вот не факт
По поводу ассоциаций: я написала, что ребенок должен понять, что это музыкальный инструмент. Труба или горн - уже не так принципиально. Даже если бы кто-то сказал, что это дудочка. Главное, что не мороженное и не творожок. Тем более, что вопрос про рожок прозвучал даже не во втором, а в четвертом классе. Лично я к десяти годам перечитала почти всего Дюма и все что было про рыцарей в нашей районной детской библиотеке, и это никого не удивляло особо.
Где я написала, что надо детям читать только Пушкина? Всё вами перечисленное ничуть не хуже, и это тоже нужно читать. Вообще, есть прекрасная серия детских энциклопедий "Я познаю мир", которая в девяностые была у многих детей, и подобные книги тоже нужны. Главное, что не только смешарики.
Маугли, да ребёнок может ни разу до второго класса не говорить "ожиданье", "примиренье", "увяданье", но ждать, мириться и вянуть он прекрасно знает с детсада. Обычное словообразование. Что тут такого-то. Дети же не идиоты - это родителям, нам лень учить с детьми уроки и вот эти вот самые строки Пушкина.
Рожок как инструмент дети не знают, надо же! (Это я уже не вам, а автору поста)))) Да нынешние дети не знают, что делать с диском телефона.
Старшеклассники сегодня вполне могут говорить про "веселились, порвали два баяна", но при этом могут понятия не иметь всем классом, как выглядит баян и что с ним делают. И что теперь?
мглой волнистою«мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались.
*ворчит на автора поста* Ладно Пушкин и "Осень". Но старинный детский рассказ В.Голявкина «Крути снежные вертя» родителю не знать - это же позор)))) Цитирую:
«— Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… —
орал я на весь дом.
Я отложил книжку в сторону и с выраженьем прочёл:
— Кроя мглою бурю кроет,
Крути снежные вертя…
Что–то не то. Я опять начал снова:
— Буря мглою…
Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:
— Буря кроет небо мглоет…
МГЛОЕТ? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по–моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну так и есть! МГЛОЕТА нету!..»
Совершенно согласна, Маугли
когда мы классе в 7 "Данко" наизусть отрывками заучивали
)))) О, даааа. Заучивание прозы в школе - это был кошмар моего детства. Я бы давала это задание на каникулы, потому что в графике обычной школьно-кружковой кутерьмы человеку очень сложно расслабиться, вообразить себя актёром и выучить прозу без ошибок, с удовольствием и без страха, в кайф.
*от человека, который в жизни не испытывал проблемы непонятности старообразных слов даже в раннем возрасте и искренне недоумевает, как так дети умудряются не понимать, а родители - не мочь объяснить такие простые вещи*
Просто языковое развитие нужно начинать очень рано. И не избегать "сложных" и "ненужных" слов. Не адаптировать сказки и стихи, а объяснять, не лениться.
Это я вам говорю как практик ))) Мой ребенок, слава богу, уже вырос из школьного возраста. Очень любит русскую и зарубежную литературу во всех ее проявлениях. Чего и вам желаю
Я знаю взрослого человека, который искренне считал, что черепашки легко вынимаются из панциря. Почему? Потому что в мультиках так показывают, а родители не сочли нужным объяснить очевидную вещь.