Вам не доводилось бывать ночью на кладбище?
Кладбище ночью и кладбище днём это я вам доложу совсем разные вещи.
Поход на кладбище ночью, в одиночку, среди деревенских пацанов был своего рода экзаменом мужества. Кто-то вызывался сам, редко. Чаще кого-нибудь ловили на "слабо".
Происходило обычно всё спонтанно. В каком-нибудь мальчишеском споре кто-то говорил:
- Да ты даже на кладбище ночью забоишься! Да тебе слабо!
- Мне слабо?!!! - возмущался тот. - Да запро
...читать дальше (еще 4440 символов) >>сто!
И тут начиналось самое интересное.
Бралась какая-то приметная, но не имеющая практической ценности вещь. Кусок крашеной доски, допустим. И ватага пацанов шла на кладбище. Днём, конечно. И там, в каком-то условленном месте этот предмет оставляли. С тем, чтобы ночью тот, чья смелость требовала подтверждения, пошел и эту вещь принёс. Одно из двух городских кладбищ находилось в лесу в километре от деревни. Мимо шло шоссе, и напротив кладбища была остановка. Вот на этой остановке вечером и собирались. Собирались, ждали пока совсем стемнеет, и рассказывали страшилки, чтоб ещё сильнее взбодрить испытуемого. Потом ему вручался в руки фонарик, и он отправлялся навстречу приключениям.
Или не отправлялся. Бледнел лицом и говорил - Не, пацаны, я не пойду. В другой раз.
Или доходил до опушки и поворачивал обратно. Тоже бывало не редко.
Это не считалось позорным, за это не дразнили и не наказывали. Потому что в ответ всегда можно было получить - Смелый? Вперёд! А даже те, кто там однажды уже побывал, второй раз не рвались. Знали, что это такое. Вообще, довольно жестокая штука, если представить.
Был у нас в деревне парнишка, Вова. Вова был не деревенский. Просто каждый год на лето его привозили к бабке. Так что он был хоть и городской, с одной стороны, но с другой всё-таки свой. И вот однажды Вова попался "на слабо". Слово за слово, и его развели на кладбище. Вова похорохорился, но деваться было уже некуда. Взяли приметную тряпку, пошли на кладбище. Дело было как раз после родительской субботы. Могилы были щедро и привлекательно усыпаны конфетами и печеньем. Но брать с могил считалось западло. Далеко заходить не стали, ряда через четыре могил привязали тряпку к приметной берёзке. Вечером собрались на остановке. Дождались, когда совсем стемнеет. - Ну что, Вова, не передумал?
Вова, рыхлый, довольно неуклюжий мальчик, был бледен с лица, но отрицательно помотал головой.
- Ну, тогда с Богом!
Вове дали в одну руку фонарик, в другую кто-то сунул нательный крестик.
- Ты главное по сторонам не смотри! И когда обратно будешь идти если, не вздумай оглянуться!
Вова пересёк шоссе и шагнул в лес. Свет фонарика ещё какое-то время метался сквозь кусты, а потом исчез. Мы ждали, вяло переговариваясь. Каждый представлял себя на месте Вовы. Бодрости это не прибавляло.
Прошло десять минут. Пятнадцать. Полчаса. Вовы не было. Когда прошло два раза по столько, чтоб не спеша дойти до места и вернуться обратно, мы стали кричать. "Вооооваааа!!!" Ветер шумел в кронах деревьев, и только опушка отбивала слабое эхо. Вот тогда мы испугались уже по-настоящему. Сперва была мысль пойти всей ватагой на поиски. Однако мы от неё быстро отказались. Кладбище не проспект, по нему не пойдёшь толпой. Немного поспорив, послали двоих гонцов в деревню, за кем-то из взрослых. Все конечно понимали, чем это чревато, и жопы чесались заранее. Но сейчас об этом мало кто думал. У каждого в голове металась одна и та же мысль - ЧТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ С ВОВОЙ НА КЛАДБИЩЕ?!
Вскоре из деревни, угрюмо матерясь, пришли трое с фонарями. Братья Голубевы, взрослые парни. И все, они впереди, мы сзади, пошли на кладбище. Дойдя до первого ряда оград замерли, прислушиваясь. Потом братья погасили фонари, чтоб присмотреться. И как только фонари погасли, все сразу увидели далеко впереди тусклый свет карманного фонарика. Свет не двигался. "Вашу мать!" - сказали сквозь зубы братья Голубевы, и мы стали пробираться между могилами. Кричать на кладбище ночью почему-то никто не решился. Страшнее всего было идти последнему. И последний всегда старался выбраться вперед. Так что мы постепенно менялись местами.
Вскоре свет фонарика стал виден отчетливо. Потом стало ясно, что фонарик просто лежит на земле. Потом стало понятно, что он лежит не на земле, а на могиле. Воображение рисовало всякие неприятные картины. Присутствие братьев Голубевых слегка успокаивало.
А потом мы увидели Вову.
Вова сидел на могиле рядом с фонариком.
Мы подошли к могильной ограде, и три фонаря упёрлись в Вову.
Вова сидел на могиле.
Вова сидел на могиле, был синий, и смотрел на нас круглыми пустыми глазами.
Он сидел на могиле, синий, смотрел на нас круглыми пустыми глазами, и ЖРАЛ, СУКА КОНФЕТЫ!
За обе щёки. Вокруг него, на могиле и возле, валялся огромный ворох фантиков.
Поняв, что пришли за ним, синий Вова встал, прожевал конфеты, отряхнулся, и сказал тихим испуганным голосом:
- Из-звините. Я з-за-аблудился.
Хотя да, была ещё одна байка. Уж не помню откуда, но пошёл слух, что на 40-й день из трупа выделяется какой-то там особый фосфор, который вызывает свечение над могилой. Довольно многие повелись и на протяжении нескольких лет всё собирались сходить и проверить. Но как-то всё не складывалось. Не потому, что боялись, а скорее из-за неорганизованности. Как ни странно, помирающих в те годы было немного, сильно не каждый месяц. А если кто и появлялся, телефонов с органайзерами тогда не было, в итоге поговорили, да забыли. Уже через две недели никто не помнил, когда там какой день. А потом то школа, то погода не способствует, то ещё что-то. В итоге до старших классов было две группы: верующие и неверующие. Но поскольку никто так и не сходил, ни одна не могла одержать верх. Так и спорили, диванно, как бы сейчас сказали.
И это всё без учёта собственно заготовки кормов, которых на сезон требовались тонны и применения выращенного, то есть зарезать и разделать. Это уже делалось отдельно, не каждый день и заранее запранированное. А вот текущие работы по кормёржке - ежедневно. Выходных не было предусмотрено. Скотина жрать хочет каждый день и в любую погоду.
а нам в школе рассказывали, что кулаков давно раскулачили, и частные хозяйства - все бедные
Даже в совке хозяйства были достаточно большие. А в 90-е стали увеличиваться до совсем неразумных пределов. Из-за чего получилось перенасыщение - мясо, молоко и прочая жратва шла по совсем бросовым ценам. Так как её у всех навалом было и чтобы продать, нужно было скидывать ещё больше. Впрочем, тогда вообще жратвы было завались, практиковался натуральный обмен, причём по очень интересным курсам. Например, бутылка самогона менялась на 10 литров бензина. А поторговавшись, можно было и все 15 получить, только никто не заморачивался - и того, и другого было навалом. У родителей в кладовке всегда стояла банка с самогоном - своего рода валюта. С деньгами тогда не особо было, да и в цене они быстро теряли - а тут курс стабильный. Нужна какая-то запчасть, в продаже её хер найдёшь, а вот на самогон поменять запросто.
fire-dragon,
У нас в семье как раз хозяйства было мало. В основном птица, несколько сотен голов. Свиней и коров не держали - здоровья не хватало. И огород был всего 10 соток. Чем мы заметно выделялись на фоне других хозяйств, где живности было в разы больше, да и огороды начинались от 30 соток. Но учитывая бросовые цены на жратву и её обилие, никаких проблем не возникало, тем более что сначала отец, а потом и я занимались ремонтом техники, аппаратуры всякой, что на фоне пошедшей волны китайского ширпотреба могло давать прибыли не меньше среднего хозяйства. У меня даже игровой приставки своей не было - зачем, если по 2-3 в ремонте обычно лежало. Плюс брать оплату жратвой выходило выгоднее, чем деньгами. Ну, к примеру: кг мяса стоит 5 тыр теми деньгами, ремонта там на 3-4. Но если взять не деньгами, а мясом, дадут 1.5-2 кг. И так во всём.
Собственно, размеры хозяйств пошли на спад, а обмен стал заменяться деньгами уже ближе к 00-м.