Казалось бы — какая связь между такими вещами, как перфокарты и современное телевидение высокой чёткости?
Однако некоторая туманная связь сквозь десятилетия существует.
Самые популярные сейчас HD–разрешения это HDReady (1280x720 пикселей по горизонтали и вертикали) и FullHD (1920x1080 пикселей). Обратим внимание на разрешения пикселей по горизонтали 1280 и 1920 — есть ли какая то связь между этими числами?
Действительно есть — наибольший общий делитель равен 640, так
...читать дальше (еще 1463 символов) >> 1280 это 2x640, а 1920 это 3x640.
Для знакомых с компьютерами еще во времена DOS число 640 более чем знакомо — один из самых популярных графических режимов ПК тех времен имел как раз 640 пикселей в строке. Неизвестно точно вольно или невольно и почему создатели HD–телевидения оттолкнулись от этого числа, однако факт что оно присутствует и в следующем поколении — UltraHD 4k (3840 пикселей, 6x640).
Однако попробуем разобраться — почему графический режим 640 пикселей по горизонтали был в своё время таким популярным? Дело в том, что он был легко совместимым с популярным текстовым режимом монитора где было 80 символов в строке. Байт, если помните, это 8 бит, его можно сопоставить с горизонтальной полоской из 8 пикселей, а 8x80=640. Т.е. один символ легко, с точки зрения байт, представить как квадратную матрицу 8x8 бит–пикселей, а для совместимости с популярным текстовым видеорежимом с 80 символами в строке пикселей в строке надо было сделать ровно 640.
Остаётся разобраться, почему был популярным текстовой видеорежим "80 символов в строке"?
Дело в том, что самым популярным форматом перфокарт в мире был "формат IBM" как раз с 80–тью символами на перфокарту. Каждая перфокарта олицетворяла, например, одну строку текста программы, и таким образом легко укладывалась в одну строку текста на мониторах и ПК, которые IBM же начало впоследствии выпускать и продвигать.
Таким образом, в вашем телевизоре высокой чёткости есть немного перфокарты.