Человеческий фактор
Когда по ящику рассказывают про какое-нибудь чрезвычайное проишествие, в четырёх случаях из пяти добавляют: «во всём виноват человеческий фактор». Дескать, с техникой был полный порядок, а вот люди накосячили: нарушили какую-нибудь важную инструкцию…
Спрашивается — почему человеческий фактор настолько распространён? Почему люди столь мало ценят свою жизнь, что не предпринимают достаточно усилий для обеспечения безопасности? Неужели так сложно проявить немного ответствен
...читать дальше (еще 3085 символов) >>ности и выполнить то, что требует от тебя техника безопасности?
Отвечу. Если какой-нибудь бедолага нарушает инструкцию, то далеко не всегда он в этом виноват. Вполне вероятно, что виноват не он, а чересчур жёсткая инструкция, написанная хитрозадым бюрократом.
Поясню на примере. Допустим, в самом разгаре зима. И в нашем институте есть скользкое крыльцо, с которого нам лень сбивать лёд. Как спихнуть с себя ответственность за сломанные руки и ноги студентов? Очень просто. Пишем инструкцию: подниматься на крыльцо разрешается только в шипованных ботинках.
Ясен перец, большая часть студентов забьёт на инструкцию болт и будет скакать по льду в обычной обуви. А когда они будут падать, мы будем с важным видом цокать языком: «что же это за недисциплинированные студенты, не соблюдают инструкций».
Ещё пример. Допустим, в нашем городе молодёжь попадает в аварии на скутерах. Как защитить их жизни? Понастроить хороших дорог и настропалить гаишников на чёткую работу?
Совсем необязательно. Вполне достаточно издать распоряжение: скутерам запрещается ездить быстрее 20 километров в час. После этого 95% попавших в аварию подростков автоматически будут уже не жертвами, а нарушителями.
Более того: через какое-то время мы получим возможность начать требовать ужесточения правил. Дескать, аварии, трупы, надо снизить разрешённую скорость с 20 до 10 километров в час…
Обратите внимание: ужесточая правила мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, чем сложнее правила выполнить, тем больше вероятность, что несчастные случаи можно будет свалить на «человеческий фактор». Во-вторых, людям очень близка идея ужесточать инструкции. Это простой и понятный рецепт борьбы с любыми проишествиями.
Много пьяных за рулём? Запретить любой алкоголь за рулём, включая кефир и квас. Пьяная драка со смертельным исходом? Запретить травматическое оружие. Много наркоманов? Запретить продажу бензина и ацетона…
Ну, вы поняли идею. На всякий случай, если вдруг вы окажетесь в шкуре бюрократа, даю подробный рецепт: как прикрыть свою задницу на случай какого-нибудь ЧП.
Разберём на примере начальника IT-отдела, который не хочет отвечать, за возможную кражу или потерю информации.
1. Пишем инструкцию, которую живые люди заведомо не будут выполнять. А именно: требуем делать резервные копии раз в неделю и не реже раза в месяц менять пароль на новый, из восьми случайных буквоцифр.
2. Дальше раздаём всем инструкцию на подпись и — важно — даже не пытаемся следить за её выполнением. Помните — нам нужно, чтобы люди инструкцию нарушали.
3. В случае ЧП поднимаем логи и указываем на виновного, который не менял пароль и не делал резервных копий.
4. Финальный штрих. Требуем по горячим следам усилить меры безопасности. Делать резервные копии не один, а два раза в неделю. И увеличить длину пароля с 8 до 12 цифр.
Подведу итог. Когда я слышу словосочетание «человеческий фактор», я, как правило, морщусь. Так как слишком часто в реальной жизни человеческий фактор при ближайшем рассмотрении оказывается не человеческим фактором, а чиновничьим фактором.
© fritzmorgen